Родительский университет

Положение о родительском университете

Цель Родительского университета – повышение педагогической и психологической культуры родителей, формирование ответственного, позитивного родительства. Университет педагогических знаний для родителей должен способствовать установлению контактов родителей со школой, взаимодействию родителей и педагогов в воспитании, развитии и социализации ребенка.

Основные задачи Родительского университета:

  • формирование ценностно-смысловых основ родительства; актуализация чувства ответственности за выполнение родительских функций;
  • формирование и развитие психолого-педагогических компетенций родителей в области семейного воспитания (формирование знаний о семейной психологии, детско-родительских отношениях, возрастных особенностях детей, формирование гармоничных семейных отношений, навыков конструктивного взаимодействия с детьми и др.), содействие развитию навыков самообразования родителей;
  • обеспечение целенаправленной работы по профилактике семейного неблагополучия и социального сиротства, снижение риска конфликтных ситуаций и кризисных состояний, возникновения затруднений в семейном воспитании, оказание своевременной психолого-педагогической и информационной помощи семьям, попавшим в трудную жизненную ситуацию;
  • организация эффективного сотрудничества и партнерства родителей обучающихся и учреждения образования и т.д.

Родительский университет — это единство школы и семьи в воспитании и развитии детей.

Сегодня, понимая, что у педагогов и родителей общая цель – достойное образование и воспитание ребенка, организация эффективного взаимодействия семьи и школы является насущной необходимостью. От совместной работы родителей и педагогов выигрывают все стороны педагогического процесса: родители принимают активное участие в жизни детей, тем самым лучше понимая и налаживая взаимоотношения; педагоги, взаимодействуя с родителями, узнают больше о ребенке, что позволяет подобрать эффективные средства воспитания и обучения. Главное же заключается в том, что дети, оказавшись в едином воспитательном пространстве, ощущают себя комфортнее, спокойнее, увереннее, в результате чего лучше учатся и имеют гораздо меньше конфликтов со взрослыми и сверстниками.

Школа призвана обеспечить единство педагогов и родителей. Основываясь на научные знания, опыт, мудрость, педагоги обязаны помочь семье каждого ребенка в полной мере реализовать свой потенциал. 

Школа является важнейшим социальным институтом, с которым семья взаимодействует на протяжении всего обучения ребенка. Эффективность образования и воспитания ребенка во многом зависит от того, насколько тесна эта связь. Сотрудничество семьи и школы в интересах ребенка может быть успешным только в том случае, если они станут союзниками, что позволит им лучше узнать ребенка, учитывать его индивидуальные особенности при развитии его способностей, сформировать жизненные ориентиры и ценностные приоритеты.

Формы проведения занятий:

  • традиционные (лекции, беседы, памятки, рекомендации, конференции, круглые столы, дискуссии, семинары-практикумы, мастер-классы, психологические тренинги, индивидуальные беседы и консультации, опросы родителей по различной тематике, обмен опытом работы и т.д.);
  • дистанционные (вебинары, форумы, on-line консультации, размещение информации по актуальным вопросам семейного воспитания на сайте школы, работа на горячей линии учреждения образования, участие в создании рекламных буклетов, листовок, оформление стендов, анкетирование родителей, создание и обновление уголка педагога-психолога в каждом классе; привлечение родителей к участию в тематических выставках и других  мероприятиях).

I ступень – «Мой ребенок – младший школьник»

для родителей учащихся I-IV классов

1 класс

Тема 1. Адаптация учащихся в 1-м классе.

Тема 2. Режим дня школьника.

Тема 3. Значение семейных традиций в формировании и развитии ребенка.

 

2 класс

Тема 1. Как родители могут помочь ребенку учиться.

Тема 2. Главные правила здорового образа жизни.

Тема 3. Влияния семьи на эмоциональное состояние ребенка.

3 класс

Тема 1. Значение школьной отметки в жизни ребёнка.

Тема 2. Психологические и физиологические особенности третьеклассников.

Тема 3. Здоровая семья – здоровый ребенок.

 

4 класс

Тема 1. Возрастные психофизиологические особенности учащихся 4-х классов.

Тема 2. Как научить своего ребенка жить в мире людей.

Тема 3. Ребенок и компьютер.

 

II ступень – «Мой ребенок – подросток»

для родителей учащихся V-IX классов

5 класс

Тема 1. Адаптация ребенка в новом коллективе.

Тема 2. Ребенок среди сверстников.

Тема 3. Ваш ребенок вырос.

6 класс

Тема 1. Семья как персональная микросреда жизни и развития ребенка. Нравственные и культурные ценности семьи.

Тема 2. Профилактика проблемного поведения подростков.

Тема 3. Безопасность подростков в сети Интернет.

 

7 класс

Тема 1. Психологические и физиологические особенности семиклассников.

Тема 2. Профилактика правонарушений подростков.

Тема 3. Правила поведения с подростками: особенности переходного возраста.

 

8 класс

Тема 1. Жизненные цели подростков.

Тема 2. Как уберечь подростка от насилия.

9 класс

Тема 1. Портрет современного подростка.

Тема 2. Агрессия, её причины и последствия.

Тема 3. Формирование здорового образа жизни: вредные привычки и как им противостоять.

 

III ступень – «Мой ребенок – старшеклассник»

для родителей учащихся X-XI классов

10 класс

Тема 1. Здоровье - это жизнь.

Тема 2. Первая любовь в жизни вашего ребенка.

Тема 3. Роль семьи в формировании репродуктивного здоровья юношей и девушек.

 

11 класс

Тема 1. Как помочь старшекласснику в профессиональном самоопределении?

Тема 2. Как уберечь ребенка от зависимостей?

 

ОНЛАЙН-ПЛАТФОРМА "РОДИТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ"