Родительский университет
Положение о родительском университете
Цель Родительского университета – повышение педагогической и психологической культуры родителей, формирование ответственного, позитивного родительства. Университет педагогических знаний для родителей должен способствовать установлению контактов родителей со школой, взаимодействию родителей и педагогов в воспитании, развитии и социализации ребенка.
Основные задачи Родительского университета:
- формирование ценностно-смысловых основ родительства; актуализация чувства ответственности за выполнение родительских функций;
- формирование и развитие психолого-педагогических компетенций родителей в области семейного воспитания (формирование знаний о семейной психологии, детско-родительских отношениях, возрастных особенностях детей, формирование гармоничных семейных отношений, навыков конструктивного взаимодействия с детьми и др.), содействие развитию навыков самообразования родителей;
- обеспечение целенаправленной работы по профилактике семейного неблагополучия и социального сиротства, снижение риска конфликтных ситуаций и кризисных состояний, возникновения затруднений в семейном воспитании, оказание своевременной психолого-педагогической и информационной помощи семьям, попавшим в трудную жизненную ситуацию;
- организация эффективного сотрудничества и партнерства родителей обучающихся и учреждения образования и т.д.
Родительский университет — это единство школы и семьи в воспитании и развитии детей.
Сегодня, понимая, что у педагогов и родителей общая цель – достойное образование и воспитание ребенка, организация эффективного взаимодействия семьи и школы является насущной необходимостью. От совместной работы родителей и педагогов выигрывают все стороны педагогического процесса: родители принимают активное участие в жизни детей, тем самым лучше понимая и налаживая взаимоотношения; педагоги, взаимодействуя с родителями, узнают больше о ребенке, что позволяет подобрать эффективные средства воспитания и обучения. Главное же заключается в том, что дети, оказавшись в едином воспитательном пространстве, ощущают себя комфортнее, спокойнее, увереннее, в результате чего лучше учатся и имеют гораздо меньше конфликтов со взрослыми и сверстниками.
Школа призвана обеспечить единство педагогов и родителей. Основываясь на научные знания, опыт, мудрость, педагоги обязаны помочь семье каждого ребенка в полной мере реализовать свой потенциал.
Школа является важнейшим социальным институтом, с которым семья взаимодействует на протяжении всего обучения ребенка. Эффективность образования и воспитания ребенка во многом зависит от того, насколько тесна эта связь. Сотрудничество семьи и школы в интересах ребенка может быть успешным только в том случае, если они станут союзниками, что позволит им лучше узнать ребенка, учитывать его индивидуальные особенности при развитии его способностей, сформировать жизненные ориентиры и ценностные приоритеты.
Формы проведения занятий:
- традиционные (лекции, беседы, памятки, рекомендации, конференции, круглые столы, дискуссии, семинары-практикумы, мастер-классы, психологические тренинги, индивидуальные беседы и консультации, опросы родителей по различной тематике, обмен опытом работы и т.д.);
- дистанционные (вебинары, форумы, on-line консультации, размещение информации по актуальным вопросам семейного воспитания на сайте школы, работа на горячей линии учреждения образования, участие в создании рекламных буклетов, листовок, оформление стендов, анкетирование родителей, создание и обновление уголка педагога-психолога в каждом классе; привлечение родителей к участию в тематических выставках и других мероприятиях).
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН РОДИТЕЛЬСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
Отчёт в рамках реализации проекта «Родительский университет»
I ступень – «Мой ребенок – младший школьник»
для родителей учащихся I-IV классов
1 класс |
Тема 1. Адаптация учащихся в 1-м классе. Тема 2. Режим дня школьника. Тема 3. Значение семейных традиций в формировании и развитии ребенка.
|
2 класс |
Тема 1. Как родители могут помочь ребенку учиться. Тема 2. Главные правила здорового образа жизни. Тема 3. Влияния семьи на эмоциональное состояние ребенка. |
3 класс |
Тема 1. Значение школьной отметки в жизни ребёнка. Тема 2. Психологические и физиологические особенности третьеклассников. Тема 3. Здоровая семья – здоровый ребенок.
|
4 класс |
Тема 1. Возрастные психофизиологические особенности учащихся 4-х классов. Тема 2. Как научить своего ребенка жить в мире людей. Тема 3. Ребенок и компьютер.
|
II ступень – «Мой ребенок – подросток»
для родителей учащихся V-IX классов
5 класс |
Тема 1. Адаптация ребенка в новом коллективе. Тема 2. Ребенок среди сверстников. Тема 3. Ваш ребенок вырос. |
6 класс |
Тема 1. Семья как персональная микросреда жизни и развития ребенка. Нравственные и культурные ценности семьи. Тема 2. Профилактика проблемного поведения подростков. Тема 3. Безопасность подростков в сети Интернет.
|
7 класс |
Тема 1. Психологические и физиологические особенности семиклассников. Тема 2. Профилактика правонарушений подростков. Тема 3. Правила поведения с подростками: особенности переходного возраста.
|
8 класс |
Тема 1. Жизненные цели подростков. Тема 2. Как уберечь подростка от насилия. |
9 класс |
Тема 1. Портрет современного подростка. Тема 2. Агрессия, её причины и последствия. Тема 3. Формирование здорового образа жизни: вредные привычки и как им противостоять.
|
III ступень – «Мой ребенок – старшеклассник»
для родителей учащихся X-XI классов
10 класс |
Тема 1. Здоровье - это жизнь. Тема 2. Первая любовь в жизни вашего ребенка. Тема 3. Роль семьи в формировании репродуктивного здоровья юношей и девушек.
|
11 класс |
Тема 1. Как помочь старшекласснику в профессиональном самоопределении? Тема 2. Как уберечь ребенка от зависимостей? |
ОНЛАЙН-ПЛАТФОРМА "РОДИТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ"